Интересное Психология

Ярослава Богатищева — чего хотят наши дети?

Я эксперт по родительско- детским отношениям, преподаватель с 30 летним стажем. И не понаслышке знаю про воспитание детей. Оборачиваясь на свой жизненный путь мамы, понимаю, что сейчас многое сделала бы по-другому. Нет, чувства вины нет, и я с благодарность принимаю все что было и есть.

Каждый родитель делает наилучший выбор для своего ребенка в любой момент времени.

Сейчас я смотрю другими глазами на своих внуков и получаю жизненный опыт с новыми знаниями.

Рассмотрим только две ситуации, если мы игнорируем «язык» ребенка и фокусируем свое внимание на ошибках и негативе.
Как часто нам приходится делать замечания детям? Иногда в голове возникают мысли сделать замечание другому. Особенно, если это молодая мама и ее ребенок как-то не так себя ведет.

Как воспитывали нас наши бабушки и мамы: замечание, так нельзя.

Без объяснений.

1 ситуация. Магазин. Мама не покупает ребенку
игрушку. Ребенок начинает кричать, ложится на пол и вопит на весь магазин.
И ждем только положительной реакции в нашем понимании — ребенок ДОЛЖЕН перестать «плохо» себя вести.
Мы радуемся, если такое произошло.
А если нет? Ребенок продолжает кричать, бегать, биться головой об пол или хлопать дверью.
И здесь самое время задуматься: а почему он так делает?
Он хочет намеренно вам навредить? Испортить вам настроение? Или решил подпортить вам репутацию –
«Пусть о моих родителях думают плохо?»
И здесь за кадром должен раздаться дьявольский смех: ха-ха-ха.
Это, конечно, шутка.
Но иногда родителей посещает такая мысль, что ребенок (дети) просто издевается над ними.
Но! Все намерения ребенка позитивны!
Ребенок просто хочет, чтобы на него обратили внимание.

2 ситуация. В школе, если ребенок не написал работу или ответил у доски плохо:
учитель фокусирует внимание на ошибках;
приходит домой, а вместо поддержки от родителей, опять критика.
И если ребенок из раза в раз, не получает позитивную обратную связь о том «Что получилось?» то постепенно вера в себя пропадает, а мысль:
«Зачем стараться и, в целом что-то делать?» — приходит все чаще.
При этом, у ребенка могут возникать разные чувства и непредсказуемое поведение: чувство вины, злость, агрессия, полная апатия ко всему. Несомненно, многое зависит от психотипа ребенка.

Что же происходит? Давайте разберемся как помочь и родителям, и детям.

Казалось бы, разные ситуации. Первая – изначально плохое поведение, невоспитанность – как сказали бы наши бабушки. А вторая – лень, не делает уроки, в общем, плохо учится.
Здесь нужно обратить внимание на состояние родителей. В обоих случаях повышается нервозность, злость, вина.
И когда такие случаи становятся частыми родителя приводят свое чадо к психологу и говорят, что ребенок лентяй, плохо учится, не слушает родителей, и просят сделать с ним что-нибудь.

И тут главные вопросы в таких случаях к родителям:

  1. Знают ли они возрастные особенности?
  2. Сколько времени посвящают общению с ребенком?
  3. Каким тоном разговаривают с ребенком?
  4. Разделяют ли поступок ребенка и его личность? Ответили?
    Давайте поговорим об особенностях возрастов от 1 года до 11 лет.

От 1 года до 3х лет
Скорее всего капризы возникают, потому что ребенок утомился, хочет спать или есть.
Реакция родителей на действия малыша – это тон голоса и действие, которое делают родители.
Ребенок упал. Если родители пугаются сами, они тем самым пугают малыша.

  • Реакция на слова малыша. Если мы игнорируем
    его лепет, через некоторое время он начнёт обращать на себя внимание – истерикой.

От 3 до 5 лет
Возраст непослушания. Любимые слова – нет, не хочу, не буду, я сам. В этом возрасте малыш проявляет самостоятельность. Но многие родители с этим не согласны. И с этим связана бóльшая часть проблем.
Очень часто, когда малыш впервые хочет проявить инициативу, родители пресекают это, иногда считая, что такое поведение неприемлемо и в данный момент не подходит родителям. И если такое поведение родителей продолжается, вот вам и лень, и апатия в более взрослом возрасте.
Какие вопросы родитель должен задать себе:
какие человеческие качества я воспитываю в моем ребенке?

  • Я хочу, чтобы он вырос самостоятельным и волевым?
    Я хочу, чтобы он сумел постоять за себя?
    Малыш ставит СВОЮ цель и добивается. И задача взрослого поддержать его в этом.
    А если нет, то и не стоит ожидать самостоятельности в дальнейшем.

От 5 до 7 лет
Причины капризов:
Завышенные ожидания родителей или попустительство (равнодушие).
Подготовка к школе и физиологическое взросление.
Переутомление.
В этот период добавляются еще страхи, которые могут проявляться в постоянных капризах, непослушании и даже агрессии.

От 7 до 11 лет
В семь лет ребенок начинает манерничать и кривляться. В поведении появляется что-то нелепое и искусственное.
До 7 лет ребенок тоже паясничает, но воспринимается это по-другому.
Самое основное, что приводит в ярость родителей — это затягивание реакции на просьбу родителей.
Ребенок проверяет серьезность намерения родителей.
Вот причина фразы родителей: «он не слышит меня». В этом возрасте дети любят спорить, просто так, бессмысленно. «Почему ему можно, а мне нельзя?».
Конечно здесь возникает непослушание, что приводит многих родителей в шок. Прямые указания родителей игнорируются.
В этот период капризничая, младший школьник уже не размазывает слезы по щекам – он подражает значимому взрослому — хлопает дверью как папа, начинает кричать, как мама, используя «горячие» словечки.
В этот период у ребенка опять желание поступать «как взрослый». Задача родителя найти баланс между предоставлением ребенку самостоятельности и сохранением семейного уклада.
Существует много методик как наладить и поддерживать взаимопонимание между родителями и детьми, но самое главное для родителя:

  1. Понимать возрастные особенности ребенка. Станет понятнее почему ребенок ведет себя тем или иным способом.
  2. Общаться со своим ребенком. Помните, даже на лепет родитель даёт обратную связь!
  3. Обращать внимание на сильные стороны.
  4. Меньше обращать внимание на капризы, чтобы не усиливать их.
  5. Поощрять то, что у ребенка получилось.
  6. Исключить слова и выражения:
    У тебя как всегда
    Почему за что ты не возьмешься, все сломано
    Не надо делать, ты опять не так сделаешь.

Полезно взять блокнот и записывать фразы, которые вы говорите ребенку и потом проанализировать его поведение и ваши фразы.

Помните, на что обращаем внимание, то и растет, и развивается.

И если вы ответили на вопрос, чего хочет мой ребенок, 90% прекрасных взаимоотношений у вас в кармане.

Одним словом, как бы ни капризничал ваш негодник — только терпение, доверительная атмосфера в семье и вера в своего ребенка. Это позволит ему развиться в сильную, самодостаточную личность.
Удачи на вашем нелегком и прекрасном пути!