Я эксперт по родительско- детским отношениям, преподаватель с 30 летним стажем. И не понаслышке знаю про воспитание детей. Оборачиваясь на свой жизненный путь мамы, понимаю, что сейчас многое сделала бы по-другому. Нет, чувства вины нет, и я с благодарность принимаю все что было и есть.
Каждый родитель делает наилучший выбор для своего ребенка в любой момент времени.
Сейчас я смотрю другими глазами на своих внуков и получаю жизненный опыт с новыми знаниями.
Рассмотрим только две ситуации, если мы игнорируем «язык» ребенка и фокусируем свое внимание на ошибках и негативе.
Как часто нам приходится делать замечания детям? Иногда в голове возникают мысли сделать замечание другому. Особенно, если это молодая мама и ее ребенок как-то не так себя ведет.
Как воспитывали нас наши бабушки и мамы: замечание, так нельзя.
Без объяснений.
1 ситуация. Магазин. Мама не покупает ребенку
игрушку. Ребенок начинает кричать, ложится на пол и вопит на весь магазин.
И ждем только положительной реакции в нашем понимании — ребенок ДОЛЖЕН перестать «плохо» себя вести.
Мы радуемся, если такое произошло.
А если нет? Ребенок продолжает кричать, бегать, биться головой об пол или хлопать дверью.
И здесь самое время задуматься: а почему он так делает?
Он хочет намеренно вам навредить? Испортить вам настроение? Или решил подпортить вам репутацию –
«Пусть о моих родителях думают плохо?»
И здесь за кадром должен раздаться дьявольский смех: ха-ха-ха.
Это, конечно, шутка.
Но иногда родителей посещает такая мысль, что ребенок (дети) просто издевается над ними.
Но! Все намерения ребенка позитивны!
Ребенок просто хочет, чтобы на него обратили внимание.
2 ситуация. В школе, если ребенок не написал работу или ответил у доски плохо:
учитель фокусирует внимание на ошибках;
приходит домой, а вместо поддержки от родителей, опять критика.
И если ребенок из раза в раз, не получает позитивную обратную связь о том «Что получилось?» то постепенно вера в себя пропадает, а мысль:
«Зачем стараться и, в целом что-то делать?» — приходит все чаще.
При этом, у ребенка могут возникать разные чувства и непредсказуемое поведение: чувство вины, злость, агрессия, полная апатия ко всему. Несомненно, многое зависит от психотипа ребенка.
Что же происходит? Давайте разберемся как помочь и родителям, и детям.
Казалось бы, разные ситуации. Первая – изначально плохое поведение, невоспитанность – как сказали бы наши бабушки. А вторая – лень, не делает уроки, в общем, плохо учится.
Здесь нужно обратить внимание на состояние родителей. В обоих случаях повышается нервозность, злость, вина.
И когда такие случаи становятся частыми родителя приводят свое чадо к психологу и говорят, что ребенок лентяй, плохо учится, не слушает родителей, и просят сделать с ним что-нибудь.
И тут главные вопросы в таких случаях к родителям:
- Знают ли они возрастные особенности?
- Сколько времени посвящают общению с ребенком?
- Каким тоном разговаривают с ребенком?
- Разделяют ли поступок ребенка и его личность? Ответили?
Давайте поговорим об особенностях возрастов от 1 года до 11 лет.
От 1 года до 3х лет
Скорее всего капризы возникают, потому что ребенок утомился, хочет спать или есть.
Реакция родителей на действия малыша – это тон голоса и действие, которое делают родители.
Ребенок упал. Если родители пугаются сами, они тем самым пугают малыша.
- Реакция на слова малыша. Если мы игнорируем
его лепет, через некоторое время он начнёт обращать на себя внимание – истерикой.
От 3 до 5 лет
Возраст непослушания. Любимые слова – нет, не хочу, не буду, я сам. В этом возрасте малыш проявляет самостоятельность. Но многие родители с этим не согласны. И с этим связана бóльшая часть проблем.
Очень часто, когда малыш впервые хочет проявить инициативу, родители пресекают это, иногда считая, что такое поведение неприемлемо и в данный момент не подходит родителям. И если такое поведение родителей продолжается, вот вам и лень, и апатия в более взрослом возрасте.
Какие вопросы родитель должен задать себе:
какие человеческие качества я воспитываю в моем ребенке?
- Я хочу, чтобы он вырос самостоятельным и волевым?
Я хочу, чтобы он сумел постоять за себя?
Малыш ставит СВОЮ цель и добивается. И задача взрослого поддержать его в этом.
А если нет, то и не стоит ожидать самостоятельности в дальнейшем.
От 5 до 7 лет
Причины капризов:
Завышенные ожидания родителей или попустительство (равнодушие).
Подготовка к школе и физиологическое взросление.
Переутомление.
В этот период добавляются еще страхи, которые могут проявляться в постоянных капризах, непослушании и даже агрессии.
От 7 до 11 лет
В семь лет ребенок начинает манерничать и кривляться. В поведении появляется что-то нелепое и искусственное.
До 7 лет ребенок тоже паясничает, но воспринимается это по-другому.
Самое основное, что приводит в ярость родителей — это затягивание реакции на просьбу родителей.
Ребенок проверяет серьезность намерения родителей.
Вот причина фразы родителей: «он не слышит меня». В этом возрасте дети любят спорить, просто так, бессмысленно. «Почему ему можно, а мне нельзя?».
Конечно здесь возникает непослушание, что приводит многих родителей в шок. Прямые указания родителей игнорируются.
В этот период капризничая, младший школьник уже не размазывает слезы по щекам – он подражает значимому взрослому — хлопает дверью как папа, начинает кричать, как мама, используя «горячие» словечки.
В этот период у ребенка опять желание поступать «как взрослый». Задача родителя найти баланс между предоставлением ребенку самостоятельности и сохранением семейного уклада.
Существует много методик как наладить и поддерживать взаимопонимание между родителями и детьми, но самое главное для родителя:
- Понимать возрастные особенности ребенка. Станет понятнее почему ребенок ведет себя тем или иным способом.
- Общаться со своим ребенком. Помните, даже на лепет родитель даёт обратную связь!
- Обращать внимание на сильные стороны.
- Меньше обращать внимание на капризы, чтобы не усиливать их.
- Поощрять то, что у ребенка получилось.
- Исключить слова и выражения:
У тебя как всегда
Почему за что ты не возьмешься, все сломано
Не надо делать, ты опять не так сделаешь.
Полезно взять блокнот и записывать фразы, которые вы говорите ребенку и потом проанализировать его поведение и ваши фразы.
Помните, на что обращаем внимание, то и растет, и развивается.
И если вы ответили на вопрос, чего хочет мой ребенок, 90% прекрасных взаимоотношений у вас в кармане.
Одним словом, как бы ни капризничал ваш негодник — только терпение, доверительная атмосфера в семье и вера в своего ребенка. Это позволит ему развиться в сильную, самодостаточную личность.
Удачи на вашем нелегком и прекрасном пути!